Производственно-коммерческое предприятие «Технопромимпэкс» Харьков Тел./факс +380 57 7176051

Бюро оптимальных решений

Диагностика технологического оборудования химических производств

Мировой опыт эксплуатации печей первичного риформинга поз. 101-В в производстве аммиака свидетельствует о потенциальной опасности сварных соединений реакционных труб (сварные узлы «С», «Е», «М»), в которых по истечении нормативного срока службы наблюдается интенсивное трещинообразование. Чаще всего сквозные повреждения фиксируются в сварном узле «С» (шов приварки хвостовика реакционной трубы).

Сквозная трещина в сварном соединении реакционной трубы (узел «С»)
Сквозная трещина в сварном соединении реакционной трубы (узел «С»)

Данное сварное соединение весьма сложно для контроля, поскольку располагается внутри свода печи.

Многие современные методы обследования (сплошное сканирование труб вихретоковыми преобразователями, метод лазерной профилометрии и т.д.) проблемы контроля данных сварных соединений не решают, поскольку ориентированы на оценку состояния основного металла трубных элементов.

Применение метода радиографии нецелесообразно, поскольку:

  • не гарантируется стопроцентное выявление трещин, в том числе и достаточно развитых по глубине;
  • требуются достаточное количество времени и дорогостоящие расходные материалы;
  • практически парализуются все другие виды ремонтных работ, проводящихся на блоке «А».

Использование ультразвукового метода контроля в традиционной интерпретации требует частичной разборки свода, установки лесов в радиантной зоне, зачистки поверхности, что также нерационально.

Вырезанный из реакционной трубы дефектный сварной шов
Вырезанный из реакционной трубы дефектный сварной шов (узел «С») с трещиной, выявленной при ультразвуковом контроле. Подтверждение наличия трещины капиллярным методом


Расположение трещины (узел «С») в сечении шва. Визуализация при помощи капиллярного метода для измерения высоты трещины

Применение ряда методов (лазерная технология LOTIS, вихретоковый контроль проходными преобразователями) требует частичной или полной выгрузки катализатора, что неизбежно приводит к разрушению гранул, нарушению баланса пневмососпротивления и т.п.

Предлагаемая компанией методика контроля успешно применяется в Украине с 2006 года. При ее использовании:

  • не требуются демонтаж заглушек, выгрузка катализатора, механическая зачистка поверхности под контроль;
  • все работы проводятся вне радиантной зоны печи, необходимо лишь удаление незначительного количества теплоизоляции хвостовиков труб ниже уровня врезки пигтейлей;
  • срок выполнения работ по контролю всех сварных соединений (узел «С») – не более 3-х суток, после чего заказчику оперативно выдается информация о наличии трещин в сварных соединениях с классификацией их по степени опасности (начальная стадия развития, потенциально опасные, критические), а также рекомендации о необходимости их устранения.